Как запатентовать настольную игру

Прокручивание контента

Мы с радостью проведём онлайн-встречу, заключим договор и будем работать удаленно, независимо от вашего местоположения.

Сопровождаем каждую заявку «под ключ» и гарантируем выполнение всех обязательств, предусмотренных договором.
Фиксируем цену на старте
Вы заплатите только ту сумму, которую мы обговорим в самом начале. Никаких неожиданных платежей.
Над каждой заявкой работает команда специалистов: патентные поверенные, адвокаты и эксперты.
С большой долей вероятности ваш случай будет похож на те, что были в нашей практике.
С помощью наших партнёров поможем вам получить патент или зарегистрировать товарный знак в других странах.
Настольные игры, несмотря на появление компьютерных, все так же занимают свою нишу на рынке развлечений. И для издателей очень важно защитить право на свой продукт юридически. Рассмотрим, как это сделать.
До того, как обратиться к издателю
Невозможно угадать, будет ли настольная игра коммерчески успешна и популярна, но важно, что у ее автора уже есть права на нее. В законодательстве РФ указано, что авторами становятся в момент создания произведения и регистрировать его необязательно.
Получается, что в тот момент, когда художник нарисовал персонажей, а разработчик описал игровой мир, они сразу становятся авторами? Да, но в случае суда доказывать свое авторство художнику и разработчику мира придется самостоятельно. Поэтому, чтобы не бежать с кипой черновиков и эскизов на дорогостоящую экспертизу, когда будет необходимо доказать свое авторство, лучше всего получить специальный документ о депонировании.
Существуют специальные фонды, которые принимают произведение на хранение и выдают документ, подтверждающий авторство.
Кроме того, можно обратиться к юристам, которые при переговорах с издательством помогут составить соглашение о неразглашении (NDA).
Защита механики игры
С точки зрения законодательства РФ, а именно согласно статье 1350 ГК РФ, правила и методы игр не являются изобретениями. Звучит так, словно автор не имеет права защитить свое детище юридически, но это не верно.
Во множестве стран, в том числе и в России, игровые правила и методики – это непатентоспособные объекты. Кроме того, в системе PCT (Международной патентной системе, в которую входит более 150 стран, включая США и РФ) также существует запрет на подобное патентование.
Но, например, одна из самых популярных карточных игр в мире Magic:The Gathering была выпущена в 1993 году, а 1995 году правообладателем Wizard of the Сoast был получен патент US5662332.
В патентовании настольных игр в Европейских странах тоже нет ничего необычного, например, патент CZ31382U1 «A board game», зарегистрированный 23.01.2018, защищает некую чешскую настольную игру, похожую на знаменитую «Монополию», но включающую новые механики. Откуда такое противоречие?
Дело в том, что зарегистрировать правила и методы игры действительно нельзя, но механику игры можно, а в некоторых случаях, как например с Magic:The Gathering, которые смогли монополизировать целый жанр карточных игр, даже необходимо.
Механика — это то, что создатели закладывали в игру, то есть ее «скелет».
Невозможно придумать игру с такой же механикой как в шахматах и сказать, что это не шахматы. Но если дополнить ее новыми инструментами и тем, как этими инструментами пользоваться, то это будет уже другая игра. Ее то мы и можем запатентовать.
Правила – это, то, как игроки взаимодействуют друг с другом. Если вы решили, что фигурка коня во время игры сможет «телепортироваться» на другую клетку, это не значит, что вы изобрели новые шахматы.
Методы – это, то, как игроки взаимодействует с механикой настольной игры. В случае шахмат это то, какие стратегии игрок сможет применить для победы. Невозможно запретить игрокам использовать определенную стратегию, даже если ее придумал кто-то другой, поэтому регистрация метода невозможна.
Рассмотрим примеры:
|
|
|
|
---|---|---|---|
|
|
|
Патент RU2161521 «Домино» Майорова Т.С. Майорова А.И. Майоров С.В. |
|
|
|
Патент RU44526U1 «ШАХМАТЫ 10 Х 10 С ПРИНЦЕССАМИ И ШУТАМИ» Правообладатель: Новаковский Леонид |
Как же все-таки запатентовать настольную игру
Мы разобрались, что патентование механики игры возможно. Но вопрос в том, как это сделать.
В России чаще всего патент на настольную игру – это патент на способ. То есть изобретатель предлагает решение проблемы или недостатка, который есть в определенном виде игр, например улучшает баланс, увеличивает количество комбинаций. Если совсем просто, то мы находим «проблему» и решаем ее при помощи новых инструментов механики.
Для непосредственного патентования будет необходимо подготовить и подать в Роспатент комплект документов, который включает:
- заявления с информацией о правообладателях, авторах и самом патентуемом решении. Бланки заявлений есть на сайте Роспатента с подробной инструкцией по заполнению;
- описания предлагаемого решения проблемы или недостатка;
- дополнительных материалов для понимания – рисунков игрового поля, персонажей, карточек, то есть графических элементов, которые помогут понять всю задумку;
- формул с детальным указанием как мы решаем проблему, типичную для определенного типа игр;
- реферата;
- документа об оплате пошлины.
Комплект документов может быть направлен в электронном виде, по почте или лично.
Для того чтобы быть уверенным, что механика игры патентоспособна, а комплект документов составлен правильно, стоит обратится к специалистам.
Но лучше всего рассматривать настольную игру как сложный объект авторского права и защитить каждую ее составляющую.
Настольная игра: от простого к сложному
С точки зрения авторского права настольная игра – это не один объект с единой стратегией защиты, а сложный объект из нескольких элементов, который не охраняется как единое целое. Но каждый элемент – отдельный объект интеллектуальной собственности, он охраняется по закону и его использование без разрешения правообладателя запрещено.
Рассмотрим элементы игры и как их можно защитить:
Логотип и название игры – это ее индивидуализирующие элементы, то есть то, что отличает игру от других на полке магазина.
- Дизайн персонажей и игровых фигурок
Если персонаж уникальный, то он вполне сможет стать товарным знаком. А оригинальный дизайн фигурки может стать промышленным образцом.
- Описание персонажей, игрового мира и игровые арты по ним
Такие объекты защищает авторское право. Их не нужно регистрировать, но лучше задепонировать, либо заранее сохранить все доказательства авторства.
- Игровое поле и карточки, фишки в игре
Оригинальный дизайн игрового поля и игровые карточки могут быть защищены как промышленные образцы. Если игровое поле дополнено какими-то устройствами и механизмами, то его можно защитить как полезную модель.
- Механику игры как изобретение
Заключение
Очень важно помнить, что настольная игра – это один из сложнейших объектов патентования с очень большим количеством отказов от ФИПС.
Для гарантии успеха лучше доверить это патентным поверенным компании «Первоисток» – профессионалам в области интеллектуальной собственности.
Мы гарантируем:
-
Гарантируем доведение до госрегистрации по договору.
-
Гарантия конфиденциальности. Согласно п. 2.1.3 договора обязуемся: «Сохранять в тайне всю коммерческую информацию, не относящуюся к категории общедоступной, которую Исполнитель получит от Заказчика в период действия Договора».
-
Фиксируем цену в договоре и прозрачно прописываем что входит в стоимость
3/10
Отзывы
.jpg.webp)
«Первоисток» – это патентное бюро, обслуживающее клиентов по всей России и за ее пределами.
Это команда надёжных патентных поверенных, прошедших государственную аттестацию, юристов, дизайнеров и неймеров, готовых помочь с любой задачей в области интеллектуальной собственности.


3/10